Часто специалисты путают выгорание с усталостью и никак не работают с этой проблемой. А между тем выгорание — одно из последствий нарушения work-life balance. Но можно ли при современных темпах жизни этот баланс соблюдать и не доводить себя до точки кипения?
Татьяна Слепцова, директор по маркетингу HR Messenger, поговорила с Валерией Аристовой, senior HRBP Danone, карьерным консультантом, автором канала «Говорит рекрутер». Они поделились инсайтами по соблюдению work-life balance из своего опыта и рассказали, как действовать при выгорании и как помочь коллегам, если вы заметили его симптомы у них. Послушать подкаст можно здесь.
Симптомы выгорания и как с ним бороться
Татьяна: Ты озвучивала в одном из эфиров мысль, что люди устают, это нормально, но многие путают усталость с выгоранием. Если оценивать степень выгорания от 0 до 10, как думаешь, может ли она быть на нуле?
Валерия: Наверное, ноль — это какая-то иллюзия. Я когда отработала в одной компании год, мне казалось, что там очень токсичное поле, и я была тоже на полном эмоциональном дне. Тогда я спросила у коллеги, которая работала там очень много лет, как она держится — она мне сказала, что самое главное, чтобы солнечных дней было больше, чем дождливых. Действительно, когда в твоем балансе дней больше в сторону позитива, это как раз можно приравнять к нулевому выгоранию.
Татьяна: Я читала, что при выгорании никогда не надо резко действовать: резко увольняться, резко менять специальность и так далее. Как тебе кажется, насколько резкие действия оправданы, и как до них не доводить? Как проанализировать себя: выгорел ты или нет?
Валерия: Смена работы не поможет вылечить выгорание. Выгорание — это психология, и его важно отделить от более серьёзных проблем, например, от депрессии. Если человек сменил не одну работу, у него пропал интерес к каким-то увлечениями, — это не выгорание, а, скорее всего, депрессия, но для точного диагноза нужна консультация с психотерапевтом. Если в жизни радует что-то другое, кроме работы — спорт, хобби и т.д. — это профессиональное выгорание. При выгорании надо в себе покопаться: что именно в профессии не так, что мне не подходит, почему меня не драйвит? Карьерой нужно управлять, и если этого не делать, то она начинает развиваться по инерции: может быть, человек был глубоким аналитиком, а карьера унесла в постоянное взаимодействия с людьми. Из-за того, что он занимается не тем, чем хочет, и может появиться выгорание.
Татьяна: Переработки — это источник нарушения баланса, из-за этого часто начинается выгорание. Есть много кейсов: кто-то за, кто-то против. Что делать сотруднику, если он сам против переработок? На каком этапе нужно обозначать свою позицию: когда ты идешь на собеседование или уже после трудоустройства?
Валерия: По-хорошему, надо договариваться на берегу, но 99% нанимающих менеджеров, услышав от кандидата про work-life balance, отказывают ему. Наиболее правильно выдавать результат в рабочее время, чтобы у руководителя не было к тебе вопросов. А если результата нет, но при этом сотрудник уходит с рабочего места в 17:55, то это точно вызовет много вопросов со стороны руководства.
Татьяна: Как ты считаешь, стоит ли сближаться с коллегами в нерабочее время? Кто-то говорит, что нужно выстраивать границы и незачем иметь рабочую семью, а кто-то — наоборот. Как тебе кажется из опыта, насколько неформальное общение с командой влияет на work-life balance, и влияет ли вообще?
Валерия: Если вы дружите или не дружите именно во имя work-life balance — это ненормальное явление. Если люди нашли друг-друга в рабочем пространстве, значит, это мэтч, это круто. Влияет ли это на work-life balance? Не знаю, но если люди классно проводят время и даже при этом говорят о работе, но это их не напрягает, то почему бы и нет?
Выгорание у HR: склонные ли они и как позаботиться о себе
Татьяна: Как ты думаешь, подвержены ли HR выгоранию больше, чем другие специалисты?
Валерия: Медицина, работа в горячих точках, психология и любая работа помогающего практика предрасположены к выгоранию. Любая работа с людьми — это эмоционально затратная задача, поэтому сейлзы, например, выгорают — они постоянно взаимодействуют с людьми. HR не в топ-профессий с риском выгорания, но они близки к верхней планке, потому им тоже нужно постоянно работать с людьми, с их проблемами и т.д.
Татьяна: Как понять, ты сам выгораешь или просто находишься под влиянием выгорания в своей компании?
Валерия: Я сейчас скажу банально — надо быть максимально честным с собой. Нужно понять, драйвит ли тебя мысль перехода в другую компанию, занятия другими задачами, с другими людьми или нет. Если вообще не хочется этим заниматься — это скорее выгорание. А если ты готов этим заниматься, но в другом месте, то нужно просто поменять работу.
Татьяна: Что ты можешь сказать про усилие воли не проверять рабочую почту в нерабочее время? Это тоже связано с выгоранием или его симптомами?
Валерия: В век смартфонов и удаленки, мне кажется, невозможно полностью отключиться от работы. К этому нужно относиться немного иначе, перестраивать подход на work-life blend (Прим. ред.: совмещение работы и жизни) и найти этот баланс, комфортный для себя. Если тебе легко не проверять почту в отпуске, и ничего тебя не тревожит — круто. Если, наоборот, ты больше усилий тратишь на то, чтобы заставлять себя не проверять почту, то не нужно себя мучать, — просто проверь её и иди дальше отдыхать.
Татьяна: Зависит ли это от уровня должности человека? Я была недавно в отпуске и всё равно была на связи. И я поняла, если бы я последнюю неделю больше посвятила именно передаче дел, я бы могла совершенно не вовлекаться. А получилось так, что это сдвигалось более приоритетными задачами. Как ты считаешь, руководители больше должны и не должны? Или вообще должность не определяющий фактор?
Валерия: Я вспоминаю себя в начале карьеры, когда я могла совершенно спокойно в пятницу вечером закрыть всё и забыть, что у меня происходит на работе. Но чем больше ты растешь, тем сложнее выключаться полностью. Я всегда отвечаю команде будучи в отпуске, если у них возникает острый вопрос. А ещё мне кажется, что команда ведёт себя так же, как ведёт себя руководитель: если он позволяет себе дёргать сотрудников из отпуска по каждой мелочи, то и команда будет его дергать по любому вопросу. А если руководитель этого не делает и уважает личное пространство, то сотрудники будут вести себя соответствующе.
Выгорание у команды: как руководитель может помочь
Татьяна: Как заметить, что сотрудники начинают выгорать? Нужно изначально выстраивать систему или действовать по ситуации? Нужно следить за командой или нужно изначально подбирать такую, которая сама за собой следит?
Валерия: Изначально подобрать команду с полной гарантией, к сожалению, невозможно. Люди иногда выгорают, поэтому даже тесты на эмоциональную устойчивость не дадут стопроцентной гарантии, что с человеком всё будет хорошо на протяжении всего его профессионального пути.
Я, как руководитель, постоянно взаимодействую с командой и наблюдаю какую-то динамику: иногда бывает позитивная, иногда негативная — это всё требует внимания. Ты это замечаешь и дальше реагируешь каким-то образом. Если есть ранние сигналы эмоциональной усталости, то можно не допустить, чтобы развилось выгорание. Это может проявиться в том, что человек просто не справляется со своей клиентской группой, например. Если человек уже устал и не видит никакого позитива в том, что он делает, то можно попробовать сделать ротацию, — возможно, у сотрудника откроется второе дыхание. А когда человек недоволен не просто в моменте, а из недели в неделю, то надо покопать поглубже, поговорить, протянуть руку помощи и вместе попробовать это преодолеть. Иногда бывает, что преодолеть не получается, поэтому с выгоревшим человеком проще расстаться — ни компании, ни ему лучше не будет от того, что они идут дальше вместе.
Татьяна: Я часто думаю, насколько руководитель может действительно перейти во что-то более глубокое, помочь сотруднику выбраться из этой ямы. Где та грань, что тебе надо с этим разбираться или не надо? Когда руководитель должен вовлекаться и помогать, а когда нет?
Валерия: Ты сам для себя должен решить, хватит ли у тебя ресурса тащить человека со дна. Если ты веришь в человека, веришь в себя, у тебя достаточно эмоциональных сил, то нет проблем. Если тебе не хватает эмоциональных сил, то нужно заканчивать в моменте. Тащить сотрудников к светлому будущему, когда уже у тебя самого нет сил — нереально и неправильно. У меня был кейс, когда в Danone я наняла своего первого сотрудника в свою команду. Он был совершенно идеальным, но с первого дня всё шло не так: человеку не заходила компания, наши личные встречи были сеансами психотерапии, мы проводили звонки в нерабочее время и т.д. А я пыталась объяснить, что всё будет хорошо и тянула его, пока сотрудник просто не уволился по смс. Каждый кейс индивидуален, и я не могу дать авторитетный совет по этому поводу. Иногда сотруднику реально нужна поддержка и просто бросить его и сказать справляться самому нельзя.
Татьяна: Если говорить про людей, они могут быть разные. Но есть ещё внешние факторы. Например, в марте 2022 все компании начали сокращать бюджеты, в частности, в маркетинге. У людей может быть и так было выгорание, а тут ещё и увольнения пошли. Чтобы узнать получше кандидата, я могу поизучать его соцсети, например. Как ты думаешь, это может помочь определить влияние внешних факторов на человека? Или лучше не тратить на это время, потому что всего не учтёшь, и единой таблетки нет?
Валерия: Гадания по соцсетям могут привести к таким выводам, которые ничего общего не имеют с реальностью. Поэтому самый лучший способ узнать кандидата — это спросить у него у самого. Особенно, если это уже сотрудник, и у тебя сложились нормальные отношения, то всегда можно спросить, как у него дела, предложить свою помощь. Главное, не принуждать брать эту помощь.
Шаги к work-life balance
Если говорить о work-life balance, то нужно подумать о своём эмоциональном состоянии, например, поставить какие-то маленькие задачи: прогулка, чтение и т.д. — это безусловно отвлечёт. Кроме того, можно использовать инструменты, которые помогут облегчить рутину и снять однотипные задачи — например, чат-ботов для автоматизации процессов в рекрутинге, адаптации, выходных интервью и опросов. Если вы хотите запустить их — просто напишите нам.